Снежное лето в Уллу-Тау

После завершения инструкторской стажировки в наших днепропетровских сборах, что проходили в Адыл-Су, я с Максом Куралесовым двинул в Уллу-Тау. Ниже краткий рассказ о наших похождениях.
Как видно на заглавной фотке снега было много. Я бы даже сказал, что ситуация была хуже, чем в Адыл-Су. Здесь, все-таки повыше. Например маршрут Хацкевича на Тютю был закрыт из-за лавинной опасности. Да, вот так — на скальный маршрут не пускали из-за угрозы обвала снега на выходе. Одна группа не смогла подойти под Монах на Джайлыке, тоже из-за снега.
Пообщавшись с Порохней мы скорректировали планы и выдвинулись под Джайлык. Выйдя ночью на 4А мы мягко говоря удивились — было очень тепло, туман, поэтому снег не замерз и мы тропили по колено до самой вершины. Трудно сказать, что лучше, рубиться на передних зубьях на голом льду, который тут обычно в августе, или месить такую кашу.
Обычно здесь снега нет вообще.
Через день вышли на 4Б. Еще хуже ситуация. Да еще новый снег с неба сыпется. Как-то догребли к началу маршрута. Посмотрели на белые скалы, на ручейки из крупы по всем желобам, друг на друга и, недолго думая, организовали дюльфер. Решили свалить вообще в лагерь — отдохнуть и перезагрузиться.
Спустились, отдохнули, дождались погоды и поднялись опять к озеру. Ночью звезды, мороз, наст — хорошо.
Как-то так идет линия 4Б. По описаниям было не совсем ясно куда лезть, но на месте все оказалось логично и понятно.
Маршрут понравился. Действительно комбинированный — кошки не снимали.
Спустились в лагерь дальше в плане Химик. Как раз в лагерь спустилась двойка, только что прошедшая этот маршрут. Они поимели три ночи на маршруте. Раскисший снег не давал выйти на купол — сидели ждали мороза. Дождались кое-какого улучшения, вышли, и с трудом к вечеру выгребли на вершину. На нас они смотрели сочувствующе. Другие пугали. Ким Кирилыч настороженно читал маршрутный лист, тоже пугал снегом.
Но мы вышли. Встали у Кичкидарского озера — красиво.
На маршрут поглазели — вроде нормально. Увидели по следам, что предыдущая двойка с средины маршрута свалила траверсом через кулуар и маршрут Ситника на снег и обошла половину бастиона. Было не понятно, где тогда они столько лазили.
Вечером опять туманы, чего-то капает, но мы верим и ложимся спать. Встаем утром — звезды — значит идем.
Подошли, подлезли огороды, полезли — вроде нормально. Макс лезет, я жумарю. Баул, зараза, душит — в двойке с биваком, однако, тяжело. Макс себе взял коврик, свои ботинки, тряпки какие-то — у него рюкзак смотрится вообще огромным.
За карнизом контрольный тур в банке на крюке.
Достаю записку — сюрприз — записка питерцев 10-го года, которые делали второе прохождение. Странно — тур не увидеть нельзя. Неужели все обходят по кулуарам и снегам и мы третья группа, что именно по маршруту идет?
Ладно, нам какое дело, кто как ходит. Лезем дальше.
Вылезли на гребень. С погодой пока везет. Убрали лишнее, поели и пошли искать где жить. Наткнулись на готовую площадку на гребне. Макс капризничает — типа твердо. Не был он на Уилпате и Шхаре. Как по мне, площадка шикарная — однозначно будем жить здесь.
Обустроились. Погода испортилась. Идет гроза. До нас она нас не дошла, но дошел дождь. Напрягает, опять тепло, если будет каша, придется сидеть.
Встали ночью — звезды. Везет. Собрались, вышли. Снег проваливается, но не ползет. Лед далековато, но буры крутить нужно. И чего я не взял свою лопату, которую на Эльбрус с запада таскал? Теперь без лопаты никуда не езжу.
Солнце этот склон освещает рано. Если снег начнет раскисать, будут проблемы. Жмем со всех сил. На гребень вышли вместе с солнцем. Разделись. Пару глотков воды, пару фото и жмем дальше.
Вот и вершина. Выдохнули. Меняем записку. Который час? — 8:45 — первая связь! Достаю рацию: «Я ТОК-13, нахожусь на вершине». Из приборчика раздается ошалелый голос Ким Кирилыча: «Какой ТОК на вершине?!». Я: «13-й! 13-й на вершине!» Пауза, и уже спокойно: «Принято, 13-й. Молодцы ребята, аккуратней на спуске. СК до 12:00.»
Спускались долго, часто отдыхали. В лагерь пришли в 17:30. Все, наше время вышло, нужно ехать домой. Вторую пятерку не успели сходить, но сожалений нет — и так хорошо погуляли.