ЛедоКонь или зачем альпинисту ледолазание

ЛедоКонь или зачем альпинисту ледолазание

Раньше я не любил лед. Вроде и не хитрое дело, но не особо получалось у меня. Мой инструктор, Леонид Романович Козак, понаблюдав, с всегда присущим ему невозмутимым спокойствием, как я корячился на тройке бэ на Адырсу, в конце смены влепил мне трояк в книжку да запись: «требуется работа над ледовой техникой».

Позже было какое-то количество ледовых маршрутов. По большому счету ничего особенного, разве только первопроход по северной стене Тетнульда – не супер сложно – обычная пятерка, но это первопроход, а новые маршруты, как лично я считаю, и есть настоящий альпинизм. В общем, я очень рад и горд, что нам с Максом Куралесовым удалось найти и пройти такую красивую линию.

Новая линия по Северной стене Тетнульда

Последние годы в горах я часто и это в основном работа с людьми. И порой, теперь уже я наблюдаю, как мои студенты корячатся на льду. Вот я и задумался, как же организовать эту работу над ледовой техникой. В конце 2017 года я объявил в Facebook тренинг по ледолазанию в Каменце-Подольском. Кнопку «интересуюсь» нажало 196 человек и стало понятно, что тема общественности интересна.

Однако, вскоре стало ясно, что зимы и льда в наших широтах не будет и нужно что-то думать. Прокопавшись два дня в интернете выкристаллизовалось слово Cogne, что по-нашему звучит как «Конь». И вот уже три зимы подряд мы непременно едем в Конь. Ниже мои мысли зачем, почему именно туда и как.

Зачем?

Вопросом зачем альпинисту скалолазание никто не задается. Между поездками в горы все стараются почаще бывать на скалах и посещать скалодром. Но ведь горы это не только скалы. Если стремится к прохождению различных маршрутов в больших горах, нужно быть готовым к работе на любом рельефе. И здесь, как правило, наблюдается перекос: на скалах народ работает нормально, а снего-лёд вызывает затруднения.

Да, конечно, возможностей для скалолазания несравненно больше, но тем кто стремиться к гармоничному развитию своих альпинистских способностей нужно находить возможности и для ледолазания. Причем, правильная тема – многоверевочные маршруты на замерзших каскадах. Это аналог скальных маршрутов в малых горах. Лучше всего охарактеризовал этот процесс Жека Алещенко: «Это как будто только что пролез ледовую четверку на Сокол!».

Ледолазание на каскадах это идеальный способ поднять ледовую технику. Характер льда отличается, от того что встречается летом в горах, но все равно это очень помогает. Ключ к успеху это насыщенность этих выездов.  Обычный день выглядит так: ранний подъем, короткий переезд пару километров ко входу в нужную долину, подход от 10 минут до часа-полутора, 5-6 веревок технической работы  на крутом льду, спуск, часто по пути подъема, отход, возвращение в апартаменты, вкусный ужин. Получается не нужно тратить время и силы на акклиматизацию и подходы, а концентрируешься только на технических моментах. Физические нагрузки небольшие, а размещение комфортное,  поэтому не устаешь и ходишь каждый день. В итоге за неделю пролезаешь много маршрутов. В нашу эпоху тотального дефицита времени эффективность выходит на первый план. С уверенностью могу сказать, что неделя в Коне может стать самым продуктивным выездом в году. Проведя 6 дней февраля на каскадах, в июне того же года участники уверенно лидировали на ледовых четверках в Шамони.

Северная стена Ля Тур Ронд

Контрфорс Бренва на Монблан

Контрфорс Бренва на Монблан

Почему именно Конь?

Районов для ледолазания много, но Конь самый крупный район Европы. Сосулек тут много. И главное, чего не особо есть в других районах, здесь много простых маршрутов, которые подходят для обучения тех, кто первый раз возьмет в руки тяпки.

Логистически возможно и сложнее рядом расположенных Татр, но дешевле, чем Норвегия. Конь это Италия, регион Аоста. Это 2,5 часа на машине из аэропорта Мальпенса, Милан или 3 часа из Бергамо. Еще не далеко Турин, но туда меньше вариантов перелётов.

Конь включает в себя две долины Lillaz и Valnontey плюс есть маршруты в основной долине. Суммарно здесь насчитывается под 200 сосулек, однако многие или редко намерзают или какие-то странные. «Реально работающих» каскадов несколько десятков. Замёрзшие водопады штука не стабильная и год на год не приходится, но пять троек и десяток четвёрок замерзают даже в плохую зиму.

В ледолазании есть своя система категорий сложности.

Это буквы WI (Waterfall Ice) и цифры:

WI1 – пешком

WI2 – уже нужно два инструмента

WI3 – уже нужно лезть

WI4 – местами вертикально, уже сложный лёд

WI5 – преимущественно вертикально, отдельно стоящие колонны

WI6 – нависания, ажурный или тонкий лёд, стрёмно

Бывает и ещё выше, но это нас мало интересует.

Есть полукатегория – обозначается плюсиком.

Шаг между категориями большой. WI4 от WI3 отличается сильно.

Длина каскадов в Коне в основном 5-6 веревок. Самый длинный 13 веревок.

В этом и есть основное преимущество Коня – большое количество несложных каскадов удобной длины, расположенных близко от жилья.

Если у вас первый ледолазный выезд, то будет разумно лазать тройки и на неделю их хватит. Начиная со второго выезда возможностей еще больше. В общем, Конь, это мекка ледолазания, как Шамони мекка альпинизма. Реклама сервиса по заточке инструмента висит просто на кассе в обычном супермаркете.

Значит, решили: первое – ехать нужно, второе – ехать нужно в Конь. Теперь встает вопрос: «Когда?».  Сезон это январь и февраль. Мы всегда ездим первые две недели февраля. Местные утверждают, что это наилучшее время. В этом году зимы вообще не было нигде и Конь не исключение, состояние было плохое, но все же мы полазали.

Из минусов в это время часто проходят крупные соревнования по беговым лыжам. Конь еще и отличная беголыжная база. Это нужно учитывать, планируя проживание. Народа приезжает много. А с жильем в Коне как-то плохо. Домов хватает, но почему-то они стоят закрытые и на Airbnb предложений мало. Поэтому лучше озадачиться бронированием заранее, еще летом. Жить можно и в соседних поселках. Нормальный вариант Lillaz у входа в одноименную долину, тогда на местные каскады можно будет ходить пешком. Но в Лила нет супермаркета и за продуктами нужно будет ехать в Конь. Также можно жить в Gimillan – хуторок над Конем. Жить в Аосте – идея так себе – далековато, будет тяжело каждый день считать повороты на серпантине.

Для Коня нужна машина. И из аэропорта доехать и по месту хоть и недалеко, но подъезжать нужно. Без машины не вариант. В прокате скорей всего дадут авто на летней резине. Цепи в помощь. Загуглить как их надевать лучше заранее, чтобы не развлекаться этим по дороге в два часа ночи.

Итак, прилетели, взяли авто, поселились – нужно куда-то лезть. Куда? Первый день можно и без подвигов и просто вспомнить с какой стороны держаться за инструмент да как вбивать в лед кошки – размяться, в общем.  Для этих целей подойдет каскад Lillaz. 10 минут по ровному от парковки к началу. Но первая ступень для занятий не очень подходит, нужно поднятья по дорожке для гулятелей к третьей ступени – там удобный тренировочный полигон, народа, правда, обычно полно.

Важное дело на вечер – кроме закупок сыров, хамона и вина – это купить гайдбук. Продается прямо в супермаркете. Если вдруг не будет, спросите – вам покажут где профильный магазинчик. Я купил два. Один охватывает пол Европы, соответственно по каждому району мало, но зато он по-английски. Во втором уже подробно описан Конь, но он по-итальянски. Я вообще не полиглот, но на второй день чтения всё становится понятно – слова то повторяются одни и те же. Лучше берите итальянский.

Еще отличное тренировочное место это каскад L`Eau Des Cristaux. Отличная ледовая стенка метров 100 в ширину и до 80 в высоту. Но к ней идти около часа и вверх и тут уже посложнее лёд. Мы обычно сюда ходим с более продвинутыми студентами, если это первый день, или оттачивать технику уже в процессе тренинга между прохождениями каскадов. Хорошая сосуля, развивающая.

Размялись, лёд почувствовали – можно и на маршрут. Для начала пройдите что-то простое – какую-то тройку. Есть такой Вилл Гадд – он невероятно крутой ледолаз. Лазает он очень много и очень давно – верить ему можно. Так вот он говорит, что если ты лезешь лёд и тебе страшно – значит, ты лезешь не свою категорию. Кроме этого, важно понимать, что падать на льду опасней, чем на скалах. Поэтому лучше начинать очень сдержанно. Почитайте эту короткую статью. Вероятно, это лучший текст о ледолазании, который был когда-то написан.

Еще полезная ссылка cюда выкладывают фотки дневника кто-когда-куда залез. Можно почерпнуть актуальную информацию о состоянии маршрутов. Так же полезно общаться на маршрутах с соседями: «Куда вчера ходили? И как лёд?». Народ добродушный – не стесняйтесь общаться.

Не забываем, что это все-таки горы. А в горах бывают различные опасности. Например, лавины. Некоторые каскады пробиваются. Некоторые конкретно опасные. В гайдбуках есть пометки – верьте им. В этом году были снегопады и было тепло – летело по этим каскадам, как в видосиках гуглящихся по запросу «catastrophic avalanches».

Также, как это часто в горах зимой, тут бывает холодно. На каскадах обычно градусов на 8-10 холодней, чем в посёлке. Поэтому пуховочка, пачка перчаток и пара рукавичек вообще не лишние. Как и термос с чаем и еда.

Еще момент – из под лезущего постоянно летит лёд. Чаще всего мелочь, но бывают куски и поувесистей. Маршруты тут делали умные люди и почти всегда станции на болтах на скальных бортах жёлоба. Обычно или в сторонке или под прикрытием скалы. Поэтому из-под своего лидера в страхующего не очень попадает. А вот если над вами есть еще связка или связки – вас постоянно будут бомбардировать льдом. На популярных каскадах может быть много народа. Какая стратегия? – быть первыми. Не очень хочется, но придётся рано вставать. На парковке в 6 утра, подход с фонарями – правильная тактика для популярных линий. Зато спокойно залезете и к обеду будете внизу. Особо буйные могут и второй каскад сходить. Хотя лучше отдохнуть дома, вальяжно потягивая кто что любит – Италия все-таки.

Снаряжение. Оно должно быть хорошее. Если у вас плохие кошки – вам не понравится. С непонятными тяпками тоже. Что такое «хорошее снаряжение» вопрос обширный, но важный. Не жалейте времени на изучение вопроса и денег на приобретение – это ваша безопасность.

Примерный перечень группового снаряжения на связку двойку-тройку:

  • пара веревок половинок, с пропиткой – даже в большой мороз местами течет, лучше 60м
  • буры – 8-10 для простых маршрутов, штук 12 для посложнее – бывает крепко лезть нужно всю веревку; один длинный 21 см для проушин
  • оттяжки = количеству буров
  • станционный комплект, станции почти везде на болтах
  • немного петель, бывает все-таки нужно где-то удлинить
  • крючок для проушин, нож, расходный реп

Есть маршруты с микстовыми участками – тогда нужно и скальное железо. Но это в основном уже что-то посложнее. 

Кроме обычной снаряги мы возим тиски и напильники – всё тупиться. Иметь возможность подправить это правильно.

 

Резюмируя: ледолазить альпинистам нужно, если это делать правильно, то будет и полезно и приятно. Приезжайте в Конь!